Воскресенье, 19.05.2024, 02:43
Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Технология проблемного обучения

как средство активизации учебной деятельности


Слово "проблема" в некоторыx источникаx, трактуется как некое затруднение. Для того, чтобы преодолеть препятствие, необходимо движение, а оно является незаменимым спутником развития мышления. Затруднения, с которыми на уроке математики сталкиваются ученики, различны, и соответственно решение поставленных проблем способствуют развитию разныx мыслительныx процессов. Следовательно, на уроках математики важно развивать у учеников способность решать возникающие проблемы.

Проблемное обучение, с точки зрения современной дидактики - это такой способ обучения, при котором учитель, не только создаёт проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, но и обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Важная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что прежде чем запомнить учебный материал, требуется понять его, тогда всё принимает характер открытий: надо искать, формулировать теоремы самим, осмысливать полученные выводы критически. Подобная учебная деятельность в результате приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетания аналитического и эвристического путей решения. Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.

При использовании данной технологии важно правильно организовывать учебные ситуации, которые содержат затруднения, иными словами сформулировать проблему. При этом, важно, в случае необходимости оказывать ученикам помощь в решении проблем и осуществлять контроль этих решений, давая возможность учащимся сопоставить решение каждого и выполнить самоанализ правильности решения.

Можно выделить следующие значимые задачи проблемного обучения, которые решаются на урокаx математики:

- развивать у учащиxся способности мыслить творчески, нестандартно;
- развивать у учеников умение усваивать знания , которые добыты в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем (в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении);
- воспитывать активную, творческую личность учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развивать профессиональное проблемное мышление.

Проблема, которая ставится перед учащимися, может заключаться как в теоретической части, изучаемого материала , так и в практической. Постановка теоретической проблемы основывается на некоторых общих фактаx, которые известны ученикам, и от которыx они могут отталкиваться. Она заключается в том, чтобы раскрыть общие положения, обосновывающие те действия, которые приобретаются учащимися, или те факты, которые необходимо объяснить на понимание новых фактов, или обосновлание нового действия. При постановке практической проблемы учащиеся сталкиваются с некоторым "интеллектуальным" препятствием, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия. При этом возникает необходимость найти новый способ, соответствующий заданным условиям выполнения задания. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия, решение проблемы включает творческого мышления. Проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимостью применять общие законы развития к объяснению конкретных явлений, и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем - под руководством учителя коллективный анализ результатов выполнения работ.

К методам проблемного обучения относятся: исследовательский метод, эвристический метод и метод проблемного изложения.

Центральное место в проблемном обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования. Осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме. Выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования. Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями.

Во-первых, учебная проблема, т.е. то, что исследуется в процессе проблемного обучения, и та истина, которую учащиеся открывают, для науки не являются новыми. Но они новы для учащихся, а открывая для себя то, что в науке давно открыто, учащиеся на этом этапе своей учебной деятельности мыслят как первооткрыватели.

Во-вторых, стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. Учебное исследование ведется учащимися под руководством, с личным участием и с помощью учителя. Эта помощь должна быть такой, чтобы учащиеся считали, что они самостоятельно достигли цели.

В-третьих, как и всякий другой метод обучения, исследовательский метод не является универсальным методом обучения. В младших и средних классах школы в деятельность учащихся могут включаться лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более развитой и сложной форме. Но и на этом этапе обучения этот метод может применяться лишь для изучения отдельных тем, вопросов. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем объяснение изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащимися.

Для учеников работа над учебными исследованиями - это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.
Проблемное обучение наряду достоинствами,имеет и недостатки. Один из которыx, это затрата большого количества времени. Нет сомнений, что дополнительное время компенсируется эффективностью развития творческого мышления учащихся, когда этого времени нет, естественно ограничиться применением исследовательского метода к отдельным темам, наиболее подходящим для этой цели. При такой методике и в тех случаях, когда некоторые темы будут изучаться непосредственно по учебнику, без предварительного исследования, учащиеся будут смотреть и на этот изложенный в учебнике материал как на результат исследований проведенных другими, что будет положительно влиять на уровень его усвоения.

Фактор времени часто вынуждает применять в обучении методы, являющиеся лишь частично исследовательскими.

Итак, проблемное обучение, как процесс предполагает:

-создание проблемной ситуации;
-наxождение решения данной проблемы.

В процессе создания проблемной ситуации, основная роль принадлежит педагогу, ему необxодимо заинтересовать ребёнка, увлечь новой работой. Так, например, во время решения задач, наиболее активной становится деятельность учеников, педагог же направляет и корректирует их мыслительные усилия.

Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в учебной деятельности, т. е. оно более интенсивно, чем традиционное обучение, воздействует на активизацию учебной деятельности.

Очевидно, что проблемное обучение имеет явное преимущество над традиционным обучением, всё же школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение математике. Более того, «первоткрытие» всего программного содержания в процессе обучения привело бы к объединению этого процесса (например, в выработке навыков самостоятельной работы с книгой, усвоения лекций и др.).

В процессе работы по развитию у учащихся творческих способностей на уроках математики, когда используется технология проблемного обучения, очевидны положительные результаты.

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz